В. В. Шаповал
ЭТНОГЕНЕЗ НАЯВУ
Балканы производят больше
истории, чем могут
потребить. (У. Черчилль.)
В Софии опубликован отчет: Identity Formation among Minorities in the
Balkans: The cases of Roms, Egyptians and Ashkali in Kosovo. [Формирование
идентичности: случаи ромов, "египтян" и "ашкали" в Косово] - Sofia, 2001.
- 60 p. (Minority Studies Society Sludii Romani [Общество изучения
меньшинств Цыганские этюды.])
Инициатива публикации принадлежит румынскому исследователю, известному
международному деятелю цыганского народа Николае Георге, советнику по делам
цыган и синти офиса по демократическим институциям и правам человека ОБСЕ
в Варшаве. Эта книга - результат работы группы авторитетных экспертов: Елена
Марушиакова (Этнографический Институт и Музей Болгарской АН, София, Болгария
и Общество изучения меньшинств Studii Rоmani), Герберт Хёйс (Heuss) (Проектбюро
по продвижению цыганских инициатив, Гейдельберг, Германия); Иван Боев (факультет
права, университет в Нанси, Франция), Ян Рыхлик (Карлов университет, Прага,
Чешская республика), Надеж Рагару (Ragaru) (Институт международных отношений
и стратегий, Париж, Франция); Рубин Земон ("Этно-культ", Струга, Македония);
Веселин Попов (Этнографический Институт и Музей Болгарской АН, София, Болгария
и & Общество изучения меньшинств Studii Rоmani), Виктор Фридман (факультет
славянских языков и литератур, университет Чикаго, США). Авторы выражают
признательность за помощь С.Мюллеру (советнику по делам меньшинств организации
"Демократизация", Приштина, Косово) и Юдит Кирс (Kiers) (офис по демократическим
институциям и правам человека ОБСЕ в Варшаве). Перед ними стояла задача
- дать рекомендации западным сотрудникам международных организаций в Косово
касательно национального вопроса и "обхождения с ним". Главная рекомендация
звучит парадоксально: "Избегайте дискуссий и особенно споров по историческим
вопросам!" [Identity: 22]. Эту формулировку можно считать и основным выводом
книги. Но современному россиянину книга интересна не только этим.
Мы и прежде знали, что границы этноса, как они осознаются извне и изнутри,
редко совпадают и в большей или меньшей степени условны. Этническая идентичность
всегда является результатом более или менее ясно осознаваемой конвенциональности.
Для того чтобы любая социальная группа обрела коллективную идентичность,
ей необходимо выработать общее понимание и оценку событий и исторического
опыта, о которых принято думать, что они сформировали эту группу. Иногда
это "миф происхождения", как это имеет место во многих национальных государствах;
или же поворотные этапы и моменты символического характера, подкрепляющих
представление группы о себе и ее устремлениях [Тош 2000: 12-13].
Условные соглашения такого рода всегда дискуссионны. Вряд ли кто-то из
нас возводит свой род к Адаму и имеет соответствующие документы, а вот роль
Рюрика в становлении восточнославянских этносов до сих пор рассматривается
в учебниках истории, и по-разному. Так что русскому и российскому читателю
будет небезынтересно познакомиться не только с общими выводами, но и с аргументацией
комиссии, которая рассматривала процесс возникновения новых идентичностей
в контексте сложных межэтнических взаимоотношений и на территории, где недавно
прошла гражданская война.
Почему же потребовалось собирать экспертов для решения вопроса, кто есть
кто на этнической шкале? Ответ прост. В любой стране, где есть цыгане, местное
население под этим этнонимом (или другими подобными) объединяет множество
крупных и мелких этнических формирований с разной исторической судьбой и
образом жизни. Общее у них одно - этнос большинства отказывает им в идентификации
с самим собой.
Проблема несовпадения этнических сеток, которыми пользуется большинство
и меньшинства, стала особенно заметной после кризиса в Косов, когда мир
воочию мог наблюдать, как обнаруживаются "новые сообщества", о существовании
которых ранее имели представление лишь люди из узкого круга специалистов
по данному региону. Международные институты (КФОР, ОБСЕ и др.), а также
неправительственные и правозащитные организации, СМИ были озадачены и обескуражены
появлением "новых" этнических феноменов в регионе и не знали как себя вести
в отношениях с ними [Identity: 7]. ОБСЕ признает, что необходимо уважать
этническое самоопределение и что правительства должны признавать как индивидуальное,
так и групповой выбор идентификации как в целом, так в частности при проведении
переписей населения.
Этот общий тезис, как известно, в целом разделял и В.И.Ленин, но вот интересно,
готов ли наш читатель в полном объеме признать этнические права группы "нео-скифов",
которые появились в России в последние годы, а тем более их раскол на несколько
групп, каждая из которых требует представительства на всех уровнях власти?
После этого риторического вопроса станет ясно, почему представители и политические
активисты цыган (рома) в Косов без устали протестовали против "возникновения"
этнической группы "египтян" и до сих пор считают, что этот факт сепаратизма
ослабляет единство их рядов. Они даже обвиняют международные силы в регионе
в усилении раскола между различными группами цыган (рома), что проявилось,
по их мнению, в признании существования этнических групп "египтян" и "ашкали".
Последние в свою очередь обвиняют международные, неправительственные и гуманитарные
организации, правительства зарубежных стран и представителей общин цыган
(рома) в стремлении к насильственной ассимиляции и разрушении их идентичности.
Подобным образом складываются и отношения между группами "египтян" и "ашкали".
"египтяне" уверены, что "ашкали" - это чистые "египтяне", которые под албанским
давлением или добровольно (исходя из особых интересов) выдают себя за особую
общность. А "ашкали" полагают, что это "египтяне" стремятся ассимилироваться...
[Identity: 7-8]. Вывод очевиден: цыгане не являются гомогенной общностью,
как это кажется окружающему населению [Identity: 8]. Они разделены на ряд
более или менее эндогамных групп, порой существенно различающихся по образу
жизни (одни стали оседлыми столетия назад, другие прекратили сезонное кочевания
совсем недавно), религии (одни из них - христиане, другие - мусульмане,
и случаи добровольной или под давлением обстоятельств смены религии не являются
необычными), а также по ряду иных этнических и культурных характеристик.
И на этом фоне несовпадения внешней и внутренней групповой идентичности
среди цыган полным ходом идет процесс смены идентичности... Кроме того,
цыганам не чужда и так называемая "этническая мимикрия". Иногда они предпочитают
скрывать свою истинную этническую принадлежность и идентифицировать себя
с другим этносом. Это происходит, даже несмотря на очевидные трудности и
неочевидный успех такого процесса, ведь окружающее население обычно легко
узнает цыган по антропологическим чертам и особенностям образа жизни. Надо
заметить, что в небольших общинах происхождение каждого человека известно
соседям.
В некоторых общинах феномен "предпочтительной идентичности или публичного
декларирования иной, не цыганской, идентичности стал общераспространенным.
Порой в результате ассимилирующего давления преобладающей общности идентичность
определяется по этнонациональной характеристике государства проживания.
На Балканах предпочтительная идентичность может возникать и в результате
отождествления себя с иным меньшинством страны проживания, напр., по общности
религии (турки), по языку (албанцы и румыны) [Identity: 9-10].
Результатом этих противоречивых процессов может быть парадоксальная ситуация,
когда один брат считает себя цыганом, другой - албанцем, а третий - "египтянином"
[Identity: 11].
Кроме "перехода" в иную национальность, процесс смены идентичности иногда
проявляется в формировании новой идентичности... Каждый этнос на Балканах
имеет свою собственную историческую мифологию, восходящую к древности, взывающую
к славному прошлому народа. Эта мифология постоянно возрождается и накладываются
на образ современности, особенно в кризисных ситуациях [Identity: 10]. Фольклорные
традиции важны для Балканских народов (как и для других при определении
своей национальной идентичности), поскольку они являются составной частью
неомифологии, в которой фольклорные мотивы и аргументы используются при
объяснении современных проблем [Identity: 11].
Если в Западной Европе национальная принадлежность определялась подданством
монарху и проживанием в его стране, то в Центральной и Восточной Европе
исторически сформировался иной тип взаимоотношения между понятиями гражданство
и национальная принадлежность. "Нация" здесь не связана с государством и
гражданском. Это культурная категория, связанная более с языком и другими
аспектами духовной жизни (напр., религией). Возникновение централизованных
монархий здесь не сопровождалось полной идентификацией доминирующей по языку
группы с государством и далее ассимиляцией меньших групп. Альтернативой
западноевропейской ассимиляции здесь стал выбор для меньшинства двух путей:
"подчиниться доминирующей группе или удалиться". Если же на одной территории
оказывалось две (или более) достаточно сильные группы, то начиналась их
борьба [Identity: 13-14].
Таким образом, в трех великих империях региона (Австро-Венгрия, Россия,
Турция) "плавильный котел" не смог всех граждан превратить в австрийцев,
русских и турок [Identity: 14]. Для турецких властей вплоть до второй половины
19 в. национальная принадлежность подданного не имела значения. Население
делилось на милеты, коммуны, определяемые по религиозной принадлежности.
Не-мусульмане райя могли отправлять свою религию, но имели ограничения в
политических правах и платили особый налог [Identity: 14-15].
В конце 18 - начале 19 в. на Балканах среди многочисленных национальных
групп начался процесс формирования современных наций. Прежняя классификация
по религиозному принципу стала менее значимой. Великие народы региона формулировали
свои претензии к соседям так, что было ясно, что Великие Сербия, Албания,
Болгария и Греция... заведомо не помещаются на одном глобусе. Уже в 19 в.
"для каждой этнической группы лояльность по отношению к группе была предшествовала
лояльности по отношению к государству, к котором данный человек жил (если
последняя вообще имела место)" [Identity: 16].
Конфликты 20 в. показывают, что концепция защиты меньшинств не работает,
потому что ни одна этническая группа не желает быть меньшинство в чужом
национальном государстве. Свободные выборы в ситуации политизации этнического
фактора и слабости демократических традиций становятся фикцией, потому что
люди голосуют не за программы действия, а за национальную принадлежность
кандидатов [Identity: 17]. С этой точки зрения сегодняшняя ситуация в Косово
является более или менее стандартной для Балкан.
Все стороны в югославской войне после 1991 г. (за возможным исключением
словенцев, у которых меньшинства заметно сильнее ассимилированы) стремились
изгнать этнически "чуждые" группы, прекрасно сознавая, что у них скорее
всего уже не будет возможности возвратиться [Identity: 18].
Современные процессы формирования идентичности этнических меньшинств
в Косово.
Даже просто кратко перечислить общности меньшинств на Балканах в целом
и в Косов в частности не так просто. Проблемы, которые возникают при этом,
связаны не только с актуальным положением в области этнических процессов
или с трудностями различения отдельных сообществ (особенно ромов, "египтян"
и "ашкали"), но и с вопросами этногенеза и истории. История не является
точной наукой, и ее ответы не всегда неизменны и бесспорны. Редкое событие
прошлого не вызывает дебатов и не интерпретируется по-разному (часто и противоположным
образом) [Identity: 21].
A/ Рома
Цыгане (самоназвание ром, мн. ч., рома) - это потомки выходцев из древней
Индии. На Балканах, порой называемых "второй родиной цыган", они образуют
особой сообщество. С 11-13 вв. в регионе известны оседлые цыгане, и многие
источники фиксируют наличие цыган в Византии и их исход в Сербию, Болгарию,
Валахию и Молдову [Identity: 23-24].
Исторические судьбы, этно-социальную структуру и этно-культурыне черты и современные
проблемы ромов Юго-Восточной Европы невозможно понять без учета двух обстоятельств:
1) Цыгане/рома - это специфическая межгрупповая этническая общность, которая
не имеет аналогий среди других народностей Европы. Эта общность внутренне
разделена на ряд отдельных (иногда антагонистических) групп, подгрупп и
метагрупп на основании их собственных этнических и культурных особенностей,
и проблемы этих групп часто совершенно противоположны по природе и не подлежат
обобщениям.
2) Учет исторического и культурного контекста жизни цыган/ромов, равно как
и современной социальной, экономической и политической ситуации в каждой из
стран чрезвычайно важен. Регион Косово характеризуется комплексом исторических
и современных составляющих, которые образуют ситуацию, отличную в каждой из
стран, и эти отличия определяют жизнь современных цыган. Так что анализ ситуации
должен отличаться индивидуальным подходом в каждой из стран или группе стран
[Identity: 25-26].
Актуальное положение цыган меняется с каждым изменением границ в Юго-Восточной
Европе, ибо приводит к миграции групп цыган в соседние страны. На современную
ситуацию влияют также последствия массовых миграций цыган в различные периоды
истории. Наиболее заметны последствия миграции новейшего времени, вызванной
отменой рабства (крепостничества) в Валахии и Молдове. В результате этого
"великого нашествия Кэлдэраров" (2-я пол. 19 - 1-я пол 20 в.) цыгане распространились
по всему миру. Кроме того, существенны последствия взаимного обмена мусульманским
и христианским цыганским населением между Грецией и Турцией в 1920-е, открытия
границ в Югославии времен Тито, которые привели к "Югославской волне" цыганской
миграции в 1960-70-е, конец социалистического периода в Центральной и Восточной
Европе привел к "третьей волне" миграции, начиная с 1990-х, включая и беженцев-цыган
последних лет (сначала в основном из Боснии и Герцеговины, а затем и из
Косово).
Внутри цыган существенно противопоставление между мусульманами и христианами.
Многие ученые, которые исследуют цыган, да и сами цыгане, считают, что
"египтяне" и "ашкали" - это особые подгруппы цыган, которые утратили цыганский
язык и находятся в процессе изменения самоидентификации. Когда в 1970-е
и 1980-е правительство Югославии создало условия для развития этно-культурной
идентичности цыган, "египтяне" и "ашкали" остались в стороне как не говорящие
по-цыгански.
B/ "Египтяне" не считают, что их предки пришли на Балканы из Индии, а
связывают себя с египтянами Геродота, которые прибыли на Балканы для разработки
месторождений металлов, что подтверждается и иными историческими свидетельствами.
Представители этой оседлой эндогамной группы в Косово - это кузнецы, земледельцы
и музыканты. В 1991 г. при переписи населения они добились для себя особой
строки (более 3000 человек). В 1998 г. прошел конгресс их организаций в
Охриде.
C/ Ашкали, Ковачи ('кузнецы' в Черногории), Маджюпы (с 1 февр. 2001 в
г. Исток создали свою ассоциацию)...
Эта группа вышла на международный уровень уже после косовского кризиса.
Ранее о ней знали только этнологи, которые считали, что Ашкали - это албаноязычные
цыгане. Сами Ашкали, признавая себя албанцами или цыганами, сохраняли замкнутость
общин, изолированных как от тех, так и от других. Их никогда не включали
в переписи. Многие из них стали беженцами, так как не могли рассчитывать
на признание себя албанцами, цыганами или "египтянами" со стороны названных
крупных общин. По их легендам, они прибыли в Косово в 14 в. из Ирана, либо
являются римскими колонистами, либо выходцами из города Аскалон в библейской
Палестине.
D/ Турецкоговорящие "Милет" и "Рудара/Лудара" или "Беаша" также проявляют
активность в формировании новой идентичности и добиваются признания на международном
уровне.
Текущее положение ромов, "египтян" и ашкали далеко не безоблачно. Сразу
после воздушных ударов НАТО их положение ухудшилось. Силы КФОР не могут
защитить их от атак албанцев, которые совершаются под предлогом мести за
сотрудничество меньшинств с сербами и военные преступления в войне 1998/99.
Не только отдельные дома, но и целые селения сжигаются и разрушаются в Митровице,
Приштине и Гниляне. [Identity: 48]
Усилия международного сообщества по улучшению ситуации направлены на интеграцию
меньшинств в политические структуры, повышение безопасности, возвращение
перемещенных лиц и беженцев на места прежнего проживания, восстановление
и возврат незаконно занятой недвижимости, доступ к рабочим местам, образованию
и здравоохранению, но они не способны решить проблемы этнической идентификации.
[Identity: 49, 50-51].
Границы этноса в большей или меньшей степени признаются условными. Этническая
идентичность всегда является результатом более или менее ясно осознаваемой
конвенциональности. [Тош 2000: 12-13].
По мнению Леви-Строса, именно использование бинарных оппозиций при категоризации
мира свидетельствует о том, что между научным и мифологическим мышлением
не существует качественных различий, так как в обоих случаях работает одна
и та же логика. [Стефаненко 1999: 97].
Во-первых, члены групп подчиненного меньшинства, не видящие альтернатив
существующей системе, довольно часто используют этноцентристские атрибуции,
но отражающие тенденцию к обесцениванию своей группы и оказанию предпочтения
доминантной группе.
Следует отметить, что этноцентристскими в социальной психологии называют
любые группоцентристские атрибуции. В этом, на наш взгляд, отражается значимость
именно межэтнических отношений в проблематике межгрупповых отношений в целом.
[Стефаненко 1999: 314].
Так, этноцентризм, внедренный в расистскую идеологию превосходства арийцев,
оказался тем механизмом, с помощью которого немцы пришли к убеждению, что
евреи, цыгане и другие меньшинства - "недочеловеки". [Стефаненко 1999: 240].
Под атрибуцией в широком смысле мы склонны понимать субъективную интерпретацию
индивидом мира, которая в повседневной жизни далеко не всегда основывается
на научном знании. [Стефаненко 1999: 240].
Ради полуграмотных мифов этнической самоидентификации, полностью подчиненных
сиюминутным интересам той или иной социальной группы не то что каплю человеческой
крови пролить жалко, комара ушибить или, к примеру, назвать, нехорошим словом
- и то не стоит.
Вот мой вывод из того, что насобирал. У нас в России еще относительно
неплохо.
Примечания
Identity Formation among Minorities in the Balkans:
The cases of Roms, Egyptians and Ashkali in Kosovo. - Sofia, 2001. - 60
p.
Тош Джон. Стремление к истине. Как овладеть мастерством
историка. / Пер. с англ.: Коробочкин М.Л. - М.: Издательство "Весь Мир",
2000. - 296 с.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Учебник для студентов
ВУЗов по спец. "Психология". - М.: Ин-т психологии РАН, "Акад. проект",
1999. - 320 с.